
По данным Международной ассоциации дислексии, от 17 до 23% людей на Земле сталкиваются с трудностями чтения, письма и счета, связанными с этим нарушением. Ученые Пермского Политеха объяснили, почему дислексия не является заболеванием и как она связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе образовательного учреждения. Дислексия — это особенность работы мозга, при которой человеку трудно быстро и правильно соотносить буквы со звуками. Символы при чтении «слипаются», исчезают, меняются местами, а некоторые буквы и цифры могут отображаться зеркально. «Дети с этой особенностью читают медленнее сверстников, постоянно возвращаются к началу текста, пропускают или переставляют слоги, — объяснилп доцент кафедры «Иностранные языки, лингвистика и перевод» ПНИПУ Мария Жданова. Причина кроется в работе мозга: по данным МРТ, у людей с дислексией снижена активность височно— и затылочно-теменных зон, отвечающих за преобразование букв в звуки и автоматизацию процесса чтения. При этом левое полушарие работает слабее, а правое — чрезмерно активно. «Еще одной особенностью является меньшее количество серого вещества в мозжечке, который отвечает за координацию движений, в том числе чтения», — уточнил кандидат медицинских наук Валерий Литвинов. Часто дислексия сочетается с другими особенностями. Например, при СДВГ ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, а чтение требует сосредоточенности и быстрого доступа к памяти. Проблемы с письмом у дислексиков называют дисграфией. Текст, написанный таким человеком, может быть практически нечитаемым даже для него самого. Ошибки не связаны с правилами орфографии: это замены похожих букв, пропуски слогов, зеркальные написания и слитные слова. Если ребенок не может быстро определить время по часам, это тоже может быть связано с особенностями мозга — дискалькулией. «В норме человек мгновенно оценивает количество объектов до пяти-шести. Людям с дискалькулией приходится пересчитывать предметы по одному. Это затрудняет счет, ориентацию в пространстве и даже понимание времени», — объяснил Литвинов. Несмотря на трудности, дислексия и родственные ей нарушения не влияют на интеллект. Человек может быть очень способным в других сферах, а постоянная необходимость искать обходные пути часто развивает у таких людей креативность, упорство и нестандартное мышление. История знает немало выдающихся дислексиков — от Леонардо да Винчи и Эйнштейна до Стива Джобса, Пикассо и Андерсена. «Главное — не упрощать обучение, а правильно адаптировать материал. Хорошо структурированный текст, иллюстрации, шрифт без засечек и возможность работать дома помогают ребенку справляться с нагрузкой. Снижение требований лишает его мозг возможности тренироваться и развивать обходные стратегии», — подчеркнула Жданова.
Свежие комментарии