Международная команда ученых выяснила, что мальчики и девочки обрабатывают эмоции на лицах по-разному, и на этот процесс влияет уровень их тревожности. Оказалось, что тревожные девочки демонстрируют сниженную активность мозга при просмотре счастливых лиц, в то время как тревожные мальчики, наоборот, показывают повышенную активность в тех же зонах.
Работа опубликована в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience (SCAN). Ученые изучили 191 ребенка и подростка в возрасте от 6 до 15 лет. Все участники были здоровыми и не имели диагностированных психиатрических или неврологических заболеваний. Перед экспериментом родители заполнили анкету, оценивающую уровень тревожности их детей. Затем детям провели сканирование мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, отслеживая активность мозга во время просмотра изображений лиц с разными выражениями — злыми, счастливыми и нейтральными. Важно, что участников не просили оценивать эмоции — их задача была определить пол человека на фото. Такой косвенный метод позволил выявить естественные реакции мозга на эмоциональные сигналы. Оказалось, что просмотр злых лиц вызывал активность в правой веретенообразной извилине — области, отвечающей за обработку лиц. Это подтверждает, что злые выражения привлекают особое внимание мозга. А при просмотре счастливых лиц наблюдались значительные различия в зависимости от пола и уровня тревожности. У тревожных девочек активность в областях мозга, связанных с обработкой лиц и памяти, была снижена при просмотре счастливых лиц. У тревожных мальчиков, напротив, активность в тех же областях повышалась. Это говорит о том, что тревожные мальчики и девочки по-разному воспринимают позитивные эмоции, что может объяснять различия в их социальном поведении. Эмоции на лице — ключевой инструмент общения. Способность правильно интерпретировать выражения играет важную роль в социальном взаимодействии. Эти данные помогают лучше понять, как тревожность влияет на развитие социальных навыков у детей разного пола. Будущие исследования могут помочь разработать более эффективные методы психологической помощи детям, учитывая их индивидуальные нейробиологические особенности.
Свежие комментарии