Просить карманные деньги у родителей — прошлый век, считают современные подростки. Многие стремятся подрабатывать самостоятельно. Но по закону официально трудоустраиваться в организацию можно только с 14 лет, и с определенными ограничениями. Но можно открыть свое — пусть и небольшое — дело. Как? Разбираемся с доцентом Высшей школы бизнеса ВШЭ, академическим руководителем программы «Управление бизнесом» Дмитрием Кнатько.
Детский бизнес — не только способ заработать карманные деньги, но и мощный инструмент для развития важных навыков: от финансовой грамотности до креативного мышления, — уверен Дмитрий Кнатько. — Однако перед стартом важно правильно выбрать нишу, чтобы не столкнуться с юридическими ограничениями. И если у ребенка есть предпринимательская жилка, то с помощью родителей можно «прокачать» этот навык и даже открыть стартап. Как подобрать бизнес-идею, которая заинтересует ребенка, и что поможет юному предпринимателю добиться успеха? Шаги и фильтры В первую очередь, нужно, чтобы все было по закону. Вот важные шаги, которые обязательно нужно сделать: Шаг 1 — стоп-фильтр Открываем ст. 265 ТК РФ и вычеркиваем темы, где несовершеннолетних быть не должно: алкоголь, табак, азарт, подземные и строительные работы, вредные производства, тяжелые грузы. Все, что может навредить здоровью или нравственности ребенка, уходит в «корзину». Шаг 2 — хобби-радар Смотрим, чем ребенок увлечен и горит. Есть ли рядом наставник, время после уроков и доступные материалы? Из этого круга могут родиться первые бизнес-гипотезы. Шаг 3 — мини-рынок Помогаем ребенку проверить идею на живых людях: опрос в чате, пробная продажа на школьной ярмарке, пост в соцсетях. Если появляются заказы — ниша дышит. Вот пример: на предпринимательском треке конкурса «Высший пилотаж» команда школьников-флорболистов, страдавшая от неудобных сумок для снаряжения, сшила на труде собственную отличную модель. Сначала сумки купили их друзья, потом подтянулись незнакомые спортсмены — и спрос подтвердился без маркетинговых исследований. Шаг 4 — юридический фильтр До 14 лет все договоры подписывают родители. С 14 до 17 лет подросток может оформить самозанятость или стать индивидуальным предпринимателем, но с нотариальным согласием родителей. Работать при этом разрешается не более 24/35 часов в неделю и, конечно, не в ущерб учебе. От идеи до работы Предпринимательский проект для ребенка — это полоса личных открытий: уверенность, финансовая грамотность, умение говорить с людьми. Задача взрослых — не вписать туда свои нереализованные мечты, как часто бывает, а раскрыть потенциал ребенка и остаться рядом «на случай шторма». На этапе рождения идеи проекта Важно не становиться единственной фокус-группой. Вместо вердикта «это классно/это ерунда» задайте навигационные вопросы: «кто бы еще это купил, как думаешь?» «чем твой продукт лучше?». Помогите ребенку выйти к реальной аудитории: одноклассникам, подписчикам, друзьям по кружку. На этапе запуска Дайте минимальный ресурс (первые материалы, счет в банке) и покажите, как его считать. Но не нужно превращаться в бездонный кошелек. Пусть ребенок видит себестоимость и прибыль и учится нести ответственность. Есть такое выражение: «Предпринимательство — это погоня за возможностью без оглядки на доступные ресурсы». Ребенок должен почувствовать дефицит и придумать, как его преодолеть. На этапе реальной работы предпринимателя Старайтесь оставаться ментором, а не начальником ребенка. Если есть вопросы с налоговым приложением, с договором, с кризисной ситуацией — обсуждайте и помогайте, но решения должен принимать юный предприниматель. В целом ваша задача — поддерживать внутренний огонь ребенка и развивать ответственность. Стартап на старте Предпринимательство для ребенка — это универсальный тренажер навыков, которые пригодятся на всю жизнь. Через собственное дело ребенок учится ответственности — соблюдать сроки и отвечать за качество, финансовой грамотности — понимать, куда уходят деньги и откуда берется прибыль, коммуникации — продавать, договариваться и слышать клиента, — поясняет Дмитрий Кнатько. — Постоянные неожиданные задачи прокачивают критическое и творческое мышление, а проект в команде дает уроки лидерства. Все это формирует уверенность в себе и желание действовать, что подтверждается и рядом эмпирических исследований. Что делать, чтобы интерес не угас? Связывайте проект с увлечениями ребенка: любит лошадей — придумайте конный сервис, увлечен электроникой — соберите гаджет. Важно помнить, что в предпринимательстве приходится постоянно работать в условиях неопределенности, а это и взрослых может сбить с пути. Чтобы не дать ребенку испугаться неожиданных поворотов, помогите поделить большой путь на небольшие этапы. И радуйтесь даже маленьким достижениям: от первого лайка — к первому заказу и первой прибыли. Еще один важный момент — борьба со страхом провала. Родители часто ругают детей за неудачи в школе, и это тоже неправильно. Но и в предпринимательстве такое просто недопустимо. Помогайте детям воспринимать их неудачи не как провалы, а как своеобразные «уроки», кейсы, из которых можно и нужно делать выводы и менять свои предположения для создания лучших продуктов. Не забывайте следить за балансом между учебой, предпринимательством и отдыхом. У ребенка должно быть время для восстановления. Подскажите, как изначально выстраивать проект так, чтобы автоматизировать или делегировать часть задач. Ну и не забывайте регулярно поддерживать интерес ребенка через новые знания и впечатления — за счет обучения на мастер-классах, участия в летних школах и бизнес-лагерях.
Свежие комментарии