Нам хочется дать детям все самое лучшее, видеть их здоровыми, успешными, в достатке. Мы живем в материальном мире, и основы правильного обращения с деньгами важно формировать уже в раннем возрасте. К сожалению, многие родители не знают, как подступиться к вопросу, действуют интуитивно или по чужим советам.
Типичные ошибки и стратегии мы обсудили с педагогом, психологом Анной Набатовой и финансовым коучем, предпринимателем Алисой Мясниковой. Когда начинать Первый сигнал приходит из уст самого ребенка: «Это мое!» — когда он отстаивает свою любимую игрушку или тарелку. С этой фразы начинается путь к пониманию собственности. «Появилось чувство собственности — значит, пора говорить о границах и ответственности. Деньги — не табу и не взрослая материя. Это часть реальности, в которую ребенок входит шаг за шагом», — говорит Анна Набатова. В раннем детстве Для малышей это могут быть игры: «магазин», «кафе», «банк». В такой форме вы можете показать, что деньги — важная часть нашей реальности, и мы можем обменять их на услуги или вещи. Нередко мы видим ситуацию: ребенок заходится в крике, прося купить ему дорогую игрушку. Объясняя малышу, почему вы не можете сейчас сделать эту покупку, важно не использовать фразы-блокаторы: «это слишком дорого», «мы не можем себе это позволить». А сказать, что сейчас у вас другие приоритеты, вы пришли за другим. Игрушка стоит столько-то, если мы поставим себе цель накопить на нее, то купим в следующем месяце. Не ждите, что малыш сразу все осознает. Возможно, будут истерики и слезы. Но если придерживаться этой тактики, то в конечном итоге она сработает. В младшем школьном возрасте Младший школьник уже может получать карманные деньги и учиться планировать. Стоит показать ему пример их правильного использования: часть денег потратить на усмотрение ребенка, а часть — отложить в копилку на какое-нибудь сокровенное желание. Копилка может быть физической, как в нашем детстве — в виде какой-нибудь забавной зверушки, а может быть и виртуальной: в виде сберегательного счета. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с основными банковскими инструментами: дебетовая карточка, кредит, накопительный счет. В подростковом возрасте Подростки уже хотят распоряжаться значительными суммами, самостоятельно заработать. «Поддержите его идеи, дайте пространство и право на самостоятельность, но будьте рядом», — рекомендуют наши эксперты. Дайте вашему ребенку возможность совершать шопинг в рамках установленного бюджета. Откройте на его имя счет — дебетовую карту с правом полноценного распоряжения средствами. Объясните, как рационально расходовать средства, а не тратить сразу все на сиюминутные удовольствия. «Важно, чтобы ребенок имел возможность ошибаться, пробовать снова и чувствовать последствия своих действий. Настоящее воспитание начинается с доверия, а не с запретов», — подчеркивает Алиса Мясникова. На собственном примере «Люди разделяются на два подхода: для одних деньги — это результат, для других — ресурс. Обе стратегии важны, но одна из них обычно становится ведущей. Важно не просто обучать ребенка, а верить в то, чему вы его учите. Иначе это не передача ценностей, а внутренний конфликт», — подчеркивает Анна Набутова. Дети учатся не из наших объяснений, а из наших решений. Настоящее финансовое воспитание — это когда ребенок видит последовательность между вашими словами и действиями. Оцените свою позицию честно: что вы думаете о деньгах, чего хотите достичь и что для этого делаете. Если вы уже практикуете то, что хотите передать — отлично. Ваша система работает. Если нет — начните с себя. Учитесь вместе с ребенком. На замену контроля — поддержка и опора Все как в плавании. Воды должно быть чуть больше, чем ребенок умеет «удержать», но не так много, чтобы он испугался. «Будьте рядом. Не делайте за него, но не уходите. Помните: ошибки — не сбой в системе, а часть обучения. Не спасайте — помогите осмыслить», — заключают наши эксперты.
Свежие комментарии