На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о женщинах

68 026 подписчиков

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    Это НЕ "финансовая безграмотность"... ЭТО ФИНАНСОВАЯ ПРИДУРЬ!! Что у жмотов, что у транжир...Они даже не трати...
  • Валерий Василенко
    Врет.Пэрис Хилтон заяв...
  • Человек И
    В 7-8 лет рожать детей??? Мозги то есть?!«Строить и рожать...

Психолог Анна Девятка дала советы, как справиться с абьюзом на работе

45 процентов взрослых работающих людей испытывали психологическое насилие со стороны руководства. К сожалению, такая статистика говорит о расколе между руководителями и подчиненными, а также определяет роли «жертва-агрессор», которые влекут за собой разрастание непонимания в команде. Как быть в такой ситуации и встречаются ли здоровые варианты, расскажет семейный психолог Анна Девятка.

Сложности отношений Деловые отношения — такая же часть жизни человека, как и все остальное. Поэтому на них распространяются классические психологические закономерности. Фигура руководителя воспринимается как родитель — метафорические мама или папа, а тип отношений обозначается как «вертикальный». Это значит, что начальник всегда главнее, даже если хочет казаться другом и общаться на равных. Подсознательно подчиненный это всегда понимает, а если нет, то сталкивается с болью непонимания — отчего такой дружелюбный Иван Иванович выписал штраф за опоздание и сделал прилюдный выговор? Ведь еще вчера они обедали вместе и обсуждали компьютерные игры. Такая перемена поведения непонятна — то есть субординация, то ее нет. То все мы делаем общее дело, то выговор за отсутствие результата прилетает подчиненному, а руководитель остается как будто ни при чем. Сотрудник теряет понимание, что происходит, ему интуитивно кажется, что «что-то не так», и начинает тревожиться и злиться. Естественно, это запускает обратную реакцию в виде пассивной агрессии, адресованной руководителю, и конфликт разрастается. Именно поэтому важно, чтобы на работе были ясные и понятные границы взаимодействия, без подковерных игр, но такое очень редко можно встретить. Даже в советских фильмах часто обыгрываются отношения «руководитель — подчиненный», и разбираются паттерны поведения «что будет, если…» Пересечение контекстов Например, в «Служебном романе» есть такой герой — Юрий Самохвалов, который дарит маленькие подарочки коллегам и старается выглядеть дружелюбным. В него влюбляется Ольга Рыжова, ведь у них был роман в юности, и ее чувства вспыхнули с новой силой. Она пишет ему любовные письма, передавая их через секретаршу, и никак не слышит просьбы мужчины остановиться. Тогда он прибегает к поиску «спасателя» — начальницы отдела кадров, а та в свою очередь, использует метод прилюдного стыжения Ольги. По статистике SuperJob, этот вид абьюза на рабочем месте испытывают 13% опрошенных. Человек оказывается в сильном стрессе, эмоции приобретают токсичный характер, так что включается психосоматическая составляющая. Люди, испытывающие токсический стыд, жалуются на туман в глазах, тяжесть в голове и желание спрятаться, убежать от позора. Даже просто дышать на рабочем месте становится сложно. В примере с Самохваловым на Рыжову обрушился позор, она эмоционально притихла, была подавлена. В таком случае люди теряют инициативу и стараются делать, «что просят», лишь бы их не трогали. С точки зрения социальной иерархии коллеги увидели, что руководитель открыто обидел девушку, а значит, они получили разрешение делать так же. Если у Ольги Рыжовой не будет тех, кто может за нее заступиться, или ее репутация недостаточно крепкая, это может привести к травле. К сожалению, в такую ситуацию могут попасть многие, кто наивно видит в людях только хорошее и надеется, что к нему будут относиться так же, как и он. В психологии это называется проекция, когда человек проецирует свои личные качества на других. И иногда это приводит к негативным последствиям. Чтобы их избежать, оставляйте время на процесс распознавания, «чем этот человек похож на меня и чем отличается», старайтесь замечать, что люди меняются. И даже если вы знаете человека много лет, это не значит, что его поведение будет постоянно одинаковым. Вкладывайте больше сил в выстраивание коммуникации, например с помощью фраз: — давайте сверимся, я вас понял так-то и так-то, делаю то-то, затем иду к вам с результатом, верно? — если бы касалось меня, я бы тревожился в этой ситуации и хотел больше подробностей, а вы что думаете? — и из примера с Рыжовой и Самохваловым можно было бы поговорить так: «Мы много лет не виделись, теперь работаем вместе, актуально ли возобновлять личные отношения?» Задающий вопрос разведывает обстановку и собирает информацию. Его задача именно такая, а выполнение ее поможет построить дальнейшую стратегию действий. Если пропустить этап ориентировки, то сотрудник автоматически будет переносить свою фантазию, «как должно быть», на реальность, и раниться о то, что обратная связь не соответствует ожиданиям. Ему будет себя жалко, и возникнет ощущение жертвенности, эмоционального страдания на работе. Хотя взрослый человек отвечает сам за себя, в том числе за конкурентоспособность на рынке труда и возможность поменять приносящую дискомфорт работу. В том случае если ситуация повторяется из раза в раз и меняются только коллективы и руководители, психологи рекомендуют обратить внимание на себя и уделить время детальному разбору происходящего. Кто главный, тот и прав "За полчаса до завершения рабочего дня меня вызывает руководитель и дает задание, из-за которого я задерживаюсь на работе, хотя до этого я сидела без дела. Так происходит изо дня в день, и мне уже кажется, что он делает так специально, упиваясь своей властью", — жалуется Елена, 28 лет, менеджер по связям с общественностью. На психологическое давление со стороны руководителя жалуются 13% сотрудников. В частности, начальники-мужчины могут мстить подчиненным женщинам в том случае, когда сомневаются в своей профессиональной компетентности, им кажется, что они уступают женщине. Они показывают иерархию, свое главенство, через злоупотребление властью: ты будешь делать то, что я говорю, и я буду чувствовать себя лучше от этого. К сожалению, такие процессы происходят зачастую неосознанно, и если прямо сказать начальнику, как выглядит ситуация, то он удивится и, возможно, даже возмутится подобным предположением. Поэтому эту ситуацию хорошо бы проанализировать с психологом и выстроить стратегию действия. Абьюз на работе — это приглашение в позицию жертвы. Ваше право — принять это приглашение или отказаться, потратив время и силы на осознание, что происходит, поиск ответа на любимые вопросы: кто виноват и что делать? Сделать это самостоятельно практически невозможно, потому что нужна натренированность взгляда на ситуацию с метапозиции. Поэтому, если у вас на рабочем месте назрел конфликт или же вы чувствуете себя беспомощно и возмущены несправедливостью в свой адрес, обращайтесь за помощью к специалистам. Не оставайтесь в одиночестве и ищите подходящий именно для вас выход из этой ситуации! Успехов!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх