Интернет-хит про бобра, который сидит за столом, набрал огромную популярность в России — в соцсетях под него снято более сотни тысяч коротких видеороликов. Это далеко не первый случай, когда незамысловатые и порой странные по содержанию песни становятся вирусными. Вместе с экспертом разбираемся, почему такая музыка заедает в голове и как избавиться от надоедливого мотива.
«Интернет, пожалуйста, сжалься» В начале 2025 года многодетный отец и упаковщик мебели из Зернограда Ростовской области Вячеслав Скрипка неожиданно стал лидером российских чартов — на первые строчки попала его песня «Бобр». Многочисленным слушателям особенно полюбился бодрый мотив и незамысловатый текст: «Сидим с бобром за столом вдвоем, на ужин готовим полено». Прежде всего, трек запустил новый танцевальный тренд. Пользователи воспроизводят текст «Бобра» в движениях: в частности, на словах «вдвоем» — имитируя игру в «цу-е-фа», показывают ножницы, а «готовим полено» — бьют рукой по столу так, будто режут что-то. Кроме того, в соцсетях под песню активно снимают юмористические ролики на разные сюжеты. Композиция стала настолько вирусной, что слушатели не могут выбросить ее из головы. А некоторые и вовсе отмечают, что приевшийся мотив мешает им спать. Из-за этого они в шутку призывают удалить трек со всех площадок, потому что «больше не выдерживают». «Интернет, пожалуйста, сжалься. Хватит мне эту песню в ленту подкидывать. Ради бобров», — взмолился пользователь соцсетей. В свою очередь, в интервью изданию «Комсомольская правда» автор «Бобра» Вячеслав Скрипка признался, что создал песню случайно, взяв за основу известный мем Bobr, kurwa (когда поляк крайне эмоционально отреагировал на случайную встречу с животным). В тот момент певец слушал мелодию к будущему хиту, которую написал его друг и коллега Андрей Попов, и у него сама собой «вырвалась» первая строчка. «Я не воспринимаю этот трек просто как смешную песню. Принимаю ее как что-то доброе, вот она дарит людям позитив какой-то. Они ее слышат, у них поднимается настроение, им хочется жить, подвигаться». Не менее трендовый трек — Sigma Boy ("Сигма бой") в исполнении 11-летней Бэтси (настоящее имя — Светлана Чертищева) и 12-летней Марии Янковской. Причем он заслужил известность не только в России, но и зарубежом, заняв седьмую строчку чарта Billboard в категории Hot Dance/Pop Songs. Композиция запомнилась слушателям благодаря своему энергичному припеву: «Sigma, sigma boy, sigma boy, sigma boy, каждая девчонка хочет танцевать с тобой». Сигма-бой, к которому обращаются исполнительницы, — это «очень самоуверенный мальчишка», в то время как ему самому никто не нужен, в него влюбляются «все девчонки», пояснила в интервью порталу «Вокруг ТВ» Светлана Чертищева. «Идею придумал мой папа, а на нас ее протестировали. Мы ее немного додумали — стали делать «сигму», — это когда ты поочередно вытягиваешь губы вперед как поцелуйчик и широко улыбаешься». На данный момент под Sigma Boy снято более 11 миллионов роликов для соцсетей, большинство из них — танцевальные. Песни — «ушные черви» Для описания мотивов, постоянно «заедающих» в голове, используют понятие earworm (от англ. — ушной червь). В свою очередь, феномен, связанный с их запоминанием, является естественным свойством человеческого мозга — он фиксирует все яркие песни, чтобы структурировать реальность, рассказала Москве 24 психолог Дарья Яушева. «То есть в памяти остаются мелодии, которые простые, имеют запоминающийся ритм и многократно повторяющийся припев, — добавила эксперт. — Навязчивой также становится композиция, вызывающая яркие эмоции. Причем это может быть и радость, и грусть, и ностальгия. Это связано с активностью областей мозга, отвечающих за эмоции и память, таких как миндалевидное тело и гиппокамп». Также, чтобы добиться популярности своих работ, многие музыканты используют «эффект Зейгарник»: в случаях с музыкой он работает таким образом, что заставляет разум воспроизводить одну и ту же песню, если она не была дослушана до конца (например, после прослушивания короткого отрывка в соцсети). Подобные повторения — мысленная попытка завершить начатое, указала психолог. Не менее эффективна для «вирусности» и нестандартность песни, считает Яушева. В частности, она может вызывать красочные ассоциации, содержать выразительные образы, сопровождаться необычными жестами или просто иметь нетипичное начало. По словам психолога, избавиться от «приевшейся» композиции получится, занявшись чем-то сложным. Она пояснила, что любая деятельность, которая требует концентрации, переключает внимание человека. Как вариант — стоит решить математическую задачу или начать читать книгу. «Еще стоит попробовать дослушать песню до финала. Это позволит «закрыть» незавершенный цикл в голове. Или осознанно переиграть мотив: представить себе, будто «отматываешь» его, а затем сознательно заканчиваешь», — посоветовала эксперт. Наконец, не лишним будет и банально заменить одну навязчивую мелодию другой. В результате мозг переключится с уже надоевшего мотива на новый, подытожила Яушева.
Свежие комментарии