Нагрузка на детей в российских школах стала чрезмерной, что плохо сказывается на здоровье нашего подрастающего поколения, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Спикер ГД сослался на мнение специалистов, признающих, что «70–80 процентов детей отмечают усталость от процесса обучения». «В среднем наши дети проводят за учебой 8–10 часов в день.
Поступает много обращений от родителей, что это носит чрезмерный характер, — написал Володин в своем телеграм-канале. — Среди факторов, влияющих на нагрузку, называют постоянное усложнение учебной программы, перегруженное расписание — до восьми уроков в день, посещение факультативов, работа над индивидуальными проектами, дополнительное образование». Плюс, как пояснил спикер, растут объем и сложность домашних заданий, а каждый третий школьник учится по субботам. «Более того, при такой занятости у ребенка практически не остается времени и сил на увлечения и живое общение с друзьями», — справедливо заметил Володин. Москвичи согласны. РИА Новости «Когда я училась в начальной школе, у нас было четыре урока в день. У моего сына-второклассника два дня по пять уроков и три дня — по шесть, — рассказывает жительница Бутырского района Анастасия Родина. — По сравнению с моим школьным детством добавились «Окружающий мир» — у нас было «Природоведение» только с четвертого класса. Добавился урок «Функциональная грамотность» — детей учат всему подряд: как, например, настоящий мед от поддельного отличить — как будто они сами его покупают или интернетом пользоваться не умеют. Появился урок «Москвоведение», «Осмысленное чтение», а еще какие-то «Орлята» — там то лидерские качества обсуждают, то тесты на внимательность проходят. Появился английский с первого класса, хотя раньше он начинался с четвертого. Зачем это все, для чего — я не знаю. Но сын дико устает. Ходил в первом классе на футбол — бросил: после школы уже никакой. А еще ведь уроки надо учить. Мы их учим до позднего вечера, а еще и на выходных». Кто больше? Между тем именно депутаты Госдумы то и дело выходят с «полезными» инициативами, предлагая ввести в школьную программу то один, то другой предмет. Нина Останина, например, предлагает «Семьеведение» — как будто ребенок не в семье живет и ему нужно объяснять, что это такое. Николай Бурляев предложил ввести уроки… целомудрия — мол, они помогут научить детей «правильному отношению ко взрослой жизни». Депутат Леонид Огуль считает необходимым, чтобы детям преподавали уроки правильного питания. Иногда депутатские инициативы воплощаются в законы. Так, с этого года появились уроки «Труд» и «Основы безопасности и защиты Родины». А еще есть «Финансовая грамотность», «Экономика», «Риторика», «Программирование», «Матпрактикум», «Мировая художественная культура»… «Нужно понимать, что школа — это система. А любая система стремится к расширению — это закон, не знающий исключений, — пояснил кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Если время от времени не сокращать госаппарат, то через 20–30 лет появляются ведомства, заведующие скрепками, и ведомства, считающие звезды. Причем, поверьте, они будут заниматься вполне реальными, хотя и совершенно ненужными делами. Стоит ведь только начать! То же самое касается системы образования: она пухнет сама по себе, как тесто в кастрюле у батареи. Поэтому время от времени ее нужно жестко реформировать, выкидывая ненужное. Иначе нагрузка в школе так и продолжит расти». Вам помогут Пока Госдума решает, что делать с перегрузкой школьников, родители могут действовать сами. «Во-первых, правовые акты, регламентирующие нагрузку на школьников, уже существуют. Во-вторых, в каждой прокуратуре есть отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, — рассказывает юрист Московской коллегии адвокатов Сергей Яковенко. — Если вашего ребенка в школе перегружают, если уроков больше, чем положено по законодательству, пишите заявление и несите его в этот отдел. Лично я бы рекомендовал заявление коллективное, от десятков родителей: к нему значительно больше внимания, потому что это уже обращение народа, а не отдельного сутяги-правдоискателя. Такие заявления берет на контроль начальство. В заявлении попросите принять меры прокурорского реагирования на нарушение законодательства, регламентирующего загрузку школьников». Ему кажется О реформе образования задумываются не только депутаты. Помощник президента РФ Владимир Мединский в сентябре заявил, что продолжительность российского школьного образования нужно кардинально сокращать. «Учиться 11 лет — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Образование должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — заявил Мединский. Вечерняя Москва Прямая речь Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета: «Наши власти пытаются сделать из обычной школы «школу жизни». Как росли мы, советские дети? Играли во дворе, на стройках, в подвалах, на чердаках. И «тесты на лидерство» сдавали там. Не сдал — получил по ушам. Очень действенно, кстати, дает мотивацию к развитию. Были бесплатные спортивные секции, кружки, студии, где учили бегать, прыгать, работать руками и многому другому. А в школе, грубо говоря, грамоте учили. Что сейчас? Прежняя «школа жизни» исчезла. Дети не играют одни во дворах, не дерутся из-за лидерства, как должно быть, а «сдают тесты». Школа взяла на себя все функции, туда затолкали всю жизнь подростка. Вот вам и рост нагрузки. Но это неверное решение. Школа не может заменить жизнь, не стоит даже пытаться. Она должна быть лишь частью жизни подростка и иметь ограниченный функционал».
Свежие комментарии