На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о женщинах

68 035 подписчиков

Свежие комментарии

Цифровизация школы не помогла детям лучше учиться

Зачем нужна цифровая компетентность педагогам, почему у детей сейчас снижается мотивация к занятиям, рассказала Анна Худякова, заведующая кафедрой информатики и сквозных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Анна Владимировна, уже более двадцати лет в наших школах внедряются цифровые технологии, и можно сейчас подвести некий итог.

Дети стали лучше учиться, объем знаний у них вырос или надежды на применение цифровых инструментов оказались переоценены и стоит вернуться обратно к бумажным учебникам? Анна Худякова: Раньше считалось, что использование цифры это какая-то панацея от многих проблем, и стоит только внедрить новейшие технологии, как школьники станут отличниками, у них появится высокая мотивация к учебе. Но это не так. Сейчас мы, педагоги, пришли к выводу, что цифра это всего лишь одно из средств обучения, подачи материалов. Проводится много исследований по этой теме, и стало уже ясно, что учебная мотивация у детей, перегруженных порой этими технологиями, не развивается так стремительно, как бы нам хотелось. Я преподаю не только в университете, но еще и работаю в школе учителем физики и вижу на практике, что не все наши ожидания оправдались. Нам казалось еще несколько лет назад, что если в процессе обучения станем использовать много различных ресурсов, успеваемость вырастет. Однако этого не происходит. Успеваемость и мотивация ребенка повышаются только тогда, когда учитель умеет профессионально применять различные образовательные технологии, грамотно вписывая цифру в учебный процесс. И совершенно неважно, что лежит в основе роста успеваемости — цифра или учебник. Есть еще такое понятие, как цифровая грамотность ученика. Если школьник в ходе обучения активно использует современные технологии, он обучается, его компетенции растут. Но опять же это не значит, что и успеваемость улучшится. Поэтому сейчас, чтобы найти решение, как повысить мотивацию детей к учебе, нужно искать новые стратегические пути. В наших школах накоплен огромный опыт традиционного обучения и в то же время создана и действует очень качественная многовекторная цифровая образовательная среда для учебы. Цифровая компетентность педагога, что это? Для чего она необходима? Это дань моде или насущная необходимость современной школы? Анна Худякова: Официально это ИКТ-компетентность, именно такой термин используется в профессиональном стандарте педагога. Она состоит из трех компонентов. Первый — общепользовательский уровень, умение обращаться с цифровыми устройствами. То есть пользоваться телефоном, компьютером, интернетом, соблюдать информационную безопасность. Как обычный человек, ничего особенного нет. Вторая составляющая ИКТ-компетентности — общепедагогическая. Это как раз про то, что педагог должен знать, какие есть интернет-платформы, цифровые ресурсы, и пользоваться ими. И третий компонент — самый специфический, предметно-педагогический. То есть учитель обязан ясно понимать, как правильно использовать современные технологии, цифровые возможности в учебном процессе. И вот это направление дальше развилось в такое понятие, как цифровая дидактика. Мы сейчас ищем варианты целесообразного использования вот этих всех платформ и инструментов, потому что можно перегнуть палку, как это было одно время. Например, появились интерактивные доски вместо привычных многим меловых. И в некоторых школах завучи проверяли, как часто они используются, когда их включали, что делали. Сейчас такого уже нет, конечно, да и сами интерактивные доски тоже уходят в прошлое, на смену приходят интерактивные панели. В каких направлениях идет развитие цифровой дидактики? Как сами учителя чувствуют себя в цифровой среде? Анна Худякова: Здесь тоже несколько этапов пришлось пройти в школах. Сначала была информатизация, еще в 90-х годах прошлого века. Многие помнят, как изучали, что такое компьютер, как к нему подойти. Потом начался этап использования интернет-платформ. Появилось множество цифровых ресурсов, многие из них содержали ошибки. Педагогам было сложно ориентироваться в этом. Но эта ступень тоже пройдена. Создан список рекомендованных платформ, где размещен верифицированный контент. А сейчас идет третий этап — применение в школьном образовании цифровых технологий. Это искусственный интеллект, робототехника, большие данные, технологии виртуальной реальности и прочее. Учителя народ любопытный, они сами активно этим интересуются, изучают и применяют. Мы же, в педагогических вузах, смотрим, оцениваем, насколько оправданно включение этих технологий в учебный процесс, насколько оно повышает образовательные результаты. Но я еще раз скажу — главное, не само использование на уроках цифровых технологий, а как они помогают достичь новых результатов в обучении детей. Вот с этим сейчас и трудимся. Зачем мы используем цифровые технологии? Они нужны тогда, когда мы хотим получить какие-то новые результаты. Так как все-таки учить детей, если в образовании постоянно применяются различные новации? Анна Худякова: Сейчас самой проверенной и апробированной считается технология смешанного обучения. Наиболее распространены три такие модели. Первая — это «перевернутый класс». Ребенок дома теоретический материал посмотрел, что-то усвоил, а на уроке больше времени уделяется практическим заданиям. Вторая — это «ротация», когда класс делится на три группы, урок 40 минут, и в течение 10 минут каждая группа работает в своей зоне. Одни — с цифровыми ресурсами, другие — с учителем, третьи заняты проектной работой. Потом они меняются местами. И третья модель — «сетевая». Ее обычно используют в старшей школе, когда не хватает педагога по предмету. Школьники объединяются в группы и дистанционно занимаются с учителем. Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске приемов и методов, которые помогут достичь результатов. Если традиционными способами я не могу это сделать, ищу другое. Очень многое зависит от профессиональных компетенций педагога. Именно он достигает результата, используя широкий спектр технологий и методов обучения. А мы в педагогических вузах помогаем им, разрабатывая и предоставляя новые методики. И сейчас уже ясно, что цифровая дидактика — это лишь часть большой теории обучения, включающая не только цифровые ресурсы или технологии. Главное — эффективно достичь образовательных результатов. Кстати Дети чуть ли не с пеленок привыкают к компьютерной клавиатуре. Навыки «старого» письма рукой уходят в прошлое? Это нормальный процесс? Анна Худякова: Мы писали ручкой и сейчас мы печатаем на компьютере, а результаты новые не появились, произошло просто замещение навыка. Или, например, взяли, включили автоматическую проверку правописания, и компьютер за нас проверил. Это может привести даже к отрицательным результатам в обучении детей. То есть для достижения новых образовательных результатов нужно использовать цифровые технологии другими, инновационными способами.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх