Стремительное развитие онлайн-торговли привело к неожиданным последствиям. У россиян развивается зависимость от маркетплейсов — новая форма шопоголизма. Среди симптомов — постоянные мысли о товарах и покупках, частые и импульсивные заказы, а в итоге — долги. Разбираемся в природе маркетплейс-зависимости и в том, как её победить.
Шопоголики Переписка с подругой представляет собой вереницу фото в её обновках и ссылок на товары в маркетплейсах. В пункте выдачи рядом с домом Свету хорошо знают. «В моей корзине товаров на 215 тысяч рублей, — признаётся Света. — Сумма выкупа — почти 800 тысяч. Но я там всё покупаю: и себе, и детям, и мужу, и для дома, так что не так уж много. И всё полезное». Маркетплейсы стали неотъемлемой частью нашей жизни, превратились не просто в необходимость, а в досуг, когда вместо того чтобы погулять, почитать книгу или на худой конец полистать ленту в соцсетях, ты листаешь товары на маркетплейсе. Не бывает такого, что ничего не нужно. Всегда есть что купить. А маркетплейс делает эти покупки доступнее. К примеру, не на всех площадках товар нужно оплачивать заранее. По социальным сетям гуляет ролик — запись с камер видеонаблюдения из пункта выдачи заказов одного из самых популярных у россиян маркетплейсов. Девушка заказала 80 товаров, но забрала в итоге только один. «Вот все накинулись на девушку, а я её очень хорошо понимаю, — признаётся знакомая Виктория. — Я, когда нажимаю кнопку «Оформить заказ», мне так хорошо становится. Это уже потом осознаю, что расплачиваться за всё это нечем». У некоторых маркетплейсов появился дополнительный соблазн — рассрочка. Опасная опция, которая может загнать покупателя, который совершает импульсивные покупки, в долги. «К маркетплейсу у меня была подключена кредитка, — рассказала Виктория. — Сначала кредитка была на 30 тысяч, потом я увеличила лимит до 40, потом до 50, сейчас лимит 100 тысяч, и она опустошена. Всё ушло на покупки на маркетплейсах. Причём я была уверена, что всё это мне надо! А там в списке, например, сушёная хурма, дозатор для мыла в виде котика взамен дозатору-мишке, блокнот с ароматом клубники, вакуумный упаковщик, кружка на колёсиках, третий пуховик на зиму. Приложение я удалила, пытаюсь расплатиться с долгами». Пошли в рост По итогам девяти месяцев 2024 года объём интернет-торговли составил 6,2 трлн рублей — это на 43% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). «Уже очевидно, что дальнейший рост интернет-торговли будет обеспечиваться за счёт ещё большего проникновения в регионы, — отметил президент АКИТ Артём Соколов. — Сейчас большинство городов-миллионников завоёваны всеми видами игроков, поэтому бизнес сконцентрировался на развитии региональной инфраструктуры». Маркетплейсы вслед за растущим спросом наращивают распределительную сеть и количество пунктов выдачи заказов, а офлайн-магазины подключают возможность покупки онлайн. В целом такая активность обеспечивает жителям всей России доступ к широчайшему ассортименту товаров, стимулирует экономическую активность локального бизнеса, перестраивая его на цифровые рельсы. Как показал опрос ВЦИОМ, опыт совершения покупок в интернете за последний год имеется у семи из 10 россиян. Треть из них приобретали товары несколько раз в месяц. К заядлым онлайн-покупателям, то есть тем, кто покупает товары онлайн несколько раз в неделю и чаще, можно отнести каждого восьмого. «В целом интернет-шопинг прежде всего видится российским онлайн-потребителям как возможность обновить гардероб: в ответах на вопрос о том, какие товары они предпочитают заказывать онлайн, лидирует одежда, обувь и аксессуары. В топ‑3 вошли также товары для дома, мебель, товары для красоты и здоровья, личной гигиены, бытовая химия. Около четверти опрошенных покупают через интернет электронику, бытовую технику, книги и канцелярию, по 23% назвали детские товары и товары для животных, по 22% — автомобильные товары и товары для хобби и творчества», — говорится в исследовании ВЦИОМ. Активнее всего покупают онлайн зумеры (18 — 23 года) и женщины. Ожидание чуда По мере развития онлайн-торговли растёт число тех, для кого такая доступность становится настоящим испытанием. «Удобство такого процесса приобретения товаров несомненно, но есть и обратная сторона. Может возникнуть реальная зависимость, влияющая на нормальное течение жизни, — отметила психолог Анна Митрофанова. — Понятие шопоголизма (ониомании) в медицине и психологии существует уже больше века, и с каждым днём оно расширяется. Зависимость от маркетплейсов можно считать одним из современных, наиболее сложных видов шопоголизма». По словам эксперта, в основе лежит широкий спектр эмоций. Человек испытывает предвкушение, удивление, детское ожидание чуда. «Шопоголизм помогает отвлечься от реальности и даёт ощущение контроля над своей жизнью, что особенно актуально, если человек находится в стрессовом состоянии или чувствует тревогу», — отметила Анна Митрофанова. Толкают на необдуманные и чрезмерные покупки нарушение саморегуляции, повышенная жажда адреналина, чрезмерная импульсивность. Бороться с этим можно и нужно. Анна Митрофанова предлагает в первую очередь проанализировать свои покупки, затраченные на них суммы и время на выбор и честно признать наличие проблемы. Чтобы покупки перестали быть импульсивными, нужно составлять списки того, что на самом деле необходимо, и установить финансовый лимит на траты, например, на месяц. Поможет и поддержание порядка в доме, чтобы повторно не купить то, что уже есть. Перед тем как нажать кнопку «Купить», полезно отвлечься, например, прогуляться. Наконец, важно просто занять себя чем-то полезным, расширять кругозор. Если ничего не помогает, имеет смысл обратиться к специалисту.
Свежие комментарии