На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о женщинах

68 035 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Дьячина
    так про семью не забывайте..она тоже влияет на воспитание..у меня лично нет проблем с детьмиЭто не женщины об...
  • Serte Verte
    Ну если захочет рекордсменкой стать то в 44 может и прабабкой бытьВо дает! 36-летня...
  • НС
    очередной идиотский высер.Кто такая «чужая ...

Маленькие женщины – история гувернанток

Откуда взялись толпы молодых девушек, готовых за скромную плату учить детей в хороших домах? Насколько тяжело им жилось, какое положение они занимали, страдали ли от харрасмента, опасались ли старости? И имели ли шансы повторить судьбу Джейн Эйр?

 
 

Французские цветы

Традиции нанимать девочкам частных учителей не так уж и много лет. Еще несколько веков назад позаботиться о хорошем частном образовании для женщины приходило в голову разве что венценосным особам. Например, Генрих Тюдор пригласил лучших учителей к любимой дочке Елизавете. В остальных случаях Библии, чтению и счету благородных девиц учил домашний священник, хозяйству, рукодельям и хорошим манерам - мама и родственницы. Единственным вариантом школы оказывался пансион при монастыре, где барышень учили тому же самому плюс латынь.

Во Франции ситуация складывалась немного лучше – по крайней мере при королевском дворе женщинам полагалось быть начитанными, интересоваться науками и искусствами. Дамы держали салоны, покровительствовали ученым, поэтам и музыкантам… А потом грянула Великая Французская Революция и десятки тысяч образованных барышень из хороших семей оказались за границей без средств к существованию. Чтобы выжить, они стали предлагать дворянам давать уроки их дочкам… Вскоре француженка-гувернантка в семье стала модой, престижем, вроде скаковой лошади или шикарной борзой. К тому же многим родителям льстило, что их Мэри или Марту обучает потомок, скажем, герцогов Монморанси...

 

Английские гувернантки – прямое следствие засилья гувернанток французских. К середине 19 века в Соединенном королевстве появилось довольно много образованных женщин. А вот с мужчинами стало грустно – одни погибли на войне, другие переселились в заморские колонии. Шансы небогатых и не слишком знатных девиц на замужество сделались мизерны, и число родственников, готовых приютить бедную старую деву, тоже уменьшилось. И у бедных сироток вроде некоей Дж. Э. оставался единственный способ выжить – наняться гувернанткой в богатую семью или учительницей в пансион для девочек.

«Молодая особа, имеющая преподавательский опыт (разве я не была два года учительницей?), ищет место в частном доме к детям не старше четырнадцати лет. (Я решила, что, так как мне самой всего восемнадцать, было бы неразумно брать на себя руководство учениками почти моего возраста.) Кроме общих предметов, входящих в школьную программу, преподает также французский язык, рисование и музыку» (с) Ш. Бронте

 

Зачастую в гувернантки шли девушки из образованных, но не родовитых семей – дочки деревенских сквайров, священников, врачей и офицеров. Поэтому в аристократическом доме между гувернанткой и семьей существовала достаточно большая дистанция, исключающая сближение и фамильярность. Этих девушек не звали к столу, не предлагали им участие в семейных праздниках и увеселениях, место их было чуть выше личной камеристки знатной дамы. Поэтому гости мистера Рочестера оказались фраппированы компанией Джен Эйр во время приема – в обществе так не поступали.

Взрослые держались с гувернантками вежливо, но отстраненно. А вот детям никто не препятствовал проявлять характер, издеваться и жестоко подшучивать над своими наставницами.

Бедная мадам Жубэр! Как сейчас вижу ее ярость, когда мы, бывало, окончательно выведем ее из себя — разольем чай, раскрошим на полу хлеб с маслом, начнем подбрасывать книги к потолку и оглушительно стучать линейкой по столу и каминными щипцами по решетке. Теодор, ты помнишь это веселое время? (с) Ш. Бронте

Моя английская мама

В России первые гувернантки появились еще при Петре и они были немками. Царь как известно был поклонником всего немецкого, он пожелал, чтобы его дочек и родственниц воспитывали в прусском духе. По примеру Петра «немкини» появились и в богатых дворянских семьях. Они славились педантичностью, музыкальностью и религиозностью.

 

Амалия Ивановна была все в доме: и нянька, и учительница, и ключница, и друг маменьки, и вторая мать нам, даже доктор. Ее глаза и присмотр были везде. Она любила чистоту и порядок. (с)А. Смирнова-Россет

Период англомании оказался недолгим – англичанки строго следили за здоровьем подопечных, закаливали детей и прививали им пуританские нравы, но российская ментальность отвергла суровых леди.

…Гувернантка внесла в нашу семью совсем новый элемент. Хотя она воспитывалась в России и хорошо говорила по-русски, но она вполне сохранила все типические особенности англосаксонской расы: прямолинейность, выдержку, уменье всякое дело довести до конца. (с) С. Ковалевская

 

Француженки и французы появились после Революции и сыграли огромную роль в распространившейся галломании, тяге ко всему французскому. В первой половине 19 века дворяне зачастую знали французский лучше, чем русский и говорили «в свете» только на нем. Француженок ценили за красоту, очарование и некоторую легкость нравов, многие становились компаньонками своих воспитанниц или, увы, близкими подругами их отцов и братьев. К сожалению, наряду с блестящими аристократками в Россию за легким хлебом понаехало множество девиц, вообще не имеющих образования и педагогических навыков, с трудом знакомых с грамотой. Спрос был такой, что любая могла найти себе место.

С середины 19 века появились и русские гувернантки, в значительной мере заменившие иностранок – бедные выпускницы женских институтов и гимназий искали себе место в обеспеченных семьях. Они стоили существенно дешевле мисс и мадемуазель, зачастую имели лучшее образование, меньше амбиций и работодателям было проще найти с ними общий язык.

 

Учила она по новейшим педагогическим методикам…Мы приучались к ручному труду (я вышивала по канве, брат плел корзиночки и платочки из разноцветной бумаги). Общеобразовательные предметы были поставлены серьезно. Мы посещали музеи, ботанический сад, познакомились с историческими достопримечательностями Петербурга. (с) Т. Аксакова-Сиверс

Рисование и танцевание

Обязанности гувернантки бесспорно разнились в зависимости от страны и эпохи, но принципиально не отличались.

 

Мисс должна была заниматься с девочками с 5-7 лет, изредка и с мальчиками младше 7-8 лет. Обучать их грамоте, словесности, математике, изящным рукодельям, азам географии и истории, хорошим манерам. Обязательной частью занятий являлись иностранные языки – в первую очередь иностранных гувернанток нанимали как носительниц языка. Более образованные мисс преподавали также музыку, рисование и дополнительные иностранные языки.

«Что за несносная особа была эта Мими! При ней, бывало, ни о чем нельзя было говорить: она все находила неприличным. Сверх того, она беспрестанно приставала: «Parlez donc français», а тут-то, как назло, так и хочется болтать по-русски» (с) Лев Толстой

 

Гувернантка следила за воспитанием своих подопечных, их поведением и нравами, контролировала режим дня и меню, настаивала на тех или иных физических упражнениях. Более старших девушек она сопровождала при поездках в город в гости к родственникам, в школы танцев и на детские балы, прогуливалась вместе с ними по усадебным и городским паркам, музеям и магазинам. Практиковалось совместное музицирование, разучивание песен, игра на фортепьяно – необходимые для барышень светские умения.

Гувернантка составляла круг чтения для девочек, до некоторой степени занималась их нарядами, следила за соблюдением порядка в детской. И зачастую видела детей гораздо чаще, чем родители, и воспитывала их по своему разумению. Если гувернантка оказывалась ограниченной, необразованной и косной особой, дети достаточно быстро начинали ее ненавидеть. Но бывали и обратные примеры – душевное благородство, воля и искренность воспитательницы становились образцом для воспитанниц. Гувернантки добивались дружбы, уважения и любви девочек.

 

…Повелительным жестом фрейлейн Эмма показывает мне на небо за окном… Еще минута — и солнце выплывает из облаков, словно отметая их прочь.

— Вот правда! Ее нельзя скрыть — она прорвется сквозь все покровы! Она проест железо, как кислота! Она уничтожит, она сожжет все, что посмеет стать на ее пути!.. Вот что такое правда! (с) А. Бруштейн

Иногда гувернантка помогала хозяевам справляться с деловой перепиской, работала переводчицей или брала на себя иные организационные моменты, как Бекки Шарп из «Ярмарки тщеславия», ставшая правой рукой старого Кроули. Домашнее хозяйство, уборка, стирка и прочая в ее обязанности не входили, более того гувернантку как правило обслуживали так же, как и хозяев.

В России к гувернанткам относились с достаточным уважением. Она должна была одеваться скромнее, чем хозяйка и ее дочки, но носила приличные платья, делала прическу, обедала вместе с семьей, сопровождала девочек на домашних балах и приемах. С ней могли обращаться жестко или пренебрежительно, но соблюдали этикет и не «тыкали» ей как служанке. Ни хозяева ни она сама не забывали, что бедность – воля случая, а гувернантка порой происходила из благородной семьи и ее родословная могла оказаться длинней хозяйской.

Тихая старость

Судьба гувернантки многим девушкам представлялась неплохим выходом по сравнению с участью старой девы, приживалки или монахини. При всем деспотизме и причудах хозяев, при всех шалостях и скверных проделках учеников, они могли распоряжаться своей судьбой, жить независимо и переменить место жительства, если прежнее оказалось совершенно невыносимым.

 

Зарабатывали гувернантки не слишком много, но и не слишком мало – больше прислуги, но меньше экономки. Джен Эйр, как вы помните, положили 15 фунтов в год плюс жилье и питание. Любимица Саши Яновской, Полина Пикар, занималась с ней три часа в день за стол и кров. Но в аристократических семьях иностранная гувернантка с хорошими рекомендациями могла получать и несколько тысяч в год. При жесткой экономии за 20-30 лет беспорочной службы женщина могла скопить сумму, достаточную, чтобы обеспечить себя в старости, открыть пансион или школу. Для многих (включая сестер Бронте) это было пределом мечтаний – стать самой себе хозяйкой и спокойно учить детей.

Неимущие и престарелые гувернантки могли рассчитывать на помощь благотворительных обществ и контор по найму, с которыми они сотрудничали в молодости – для беспомощных добывали места в богадельне, остальным выплачивали небольшую пенсию.

Нередко повзрослевшие воспитанницы предлагали гувернанткам не покидать дом – женщины становились компаньонками своих учениц, что позволяло дамам жить в одиночестве, независимо от семьи. Если воспитанница выходила замуж, гувернантку нередко приглашали уже к ее детям. В этом случае она становилась фактическим членом семьи, как пожилые приживалки и няни, и могла не беспокоиться о будущем.

…Когда в ноябре 1825 года в Москве по городу ходили тревожные слухи о грядущих волнениях, в дом князей Оболенских рано утром явилась их старенькая гувернантка мадам Стадлер. Она сказала: «Дети мои, являюсь к вам по-дорожному. Слухи носятся, что в городе готовятся беспорядки, а пожалуй, и мятеж. Кто знает, может быть, мы накануне баррикад? Жизни нашей, может быть, грозит опасность. Ну что ж, да будет воля Божья — по-моему, если умирать — так умирать с моими Оболенскими».

В 20м веке история гувернанток фактически завершилась – все дети ходят в школы, а Мэри Поппинс сделалась сказочным персонажем.

 

Остается лишь читать классические романы и наслаждаться удивительными историями. А могли ли они быть реальными?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх