На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Всё о женщинах

68 037 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Тимошков
    Лучше всех мутантов на платной основе.Матвиенко призвал...
  • Vladimir Vlasov
    А почему сократить прием именно региональных студентов, а москвичи, значит, могут учиться на невостребованных специал...Матвиенко призвал...
  • Федор Х
    Одела платье задом на перед.Певицу Катю IOWA ...

Как помочь подросткам в выборе профессии?

Близится конец учебного года, многие родители волнуются, что детям пора определиться с профилем дальнейшего обучения. Ведь экзамены в лучшие профильные школы на следующий учебный год начинаются уже в марте. В родительских чатах активно обсуждают, как протестировать на профориентацию детей после 8 и даже 7 класса.

Между тем и в выпускном классе еще далеко не все сделали свой выбор. Как же родители могут помочь своим подросткам выбрать профессию, которая станет для них интересной и желанной? Ведь от этого зависит их успех и благополучие в будущем. «Советую родителям рассматривать профориентацию не как выбор профессии, а глубже как выбор жизненного пути. Ориентиром не могут быть только хорошие оценки по конкретным школьным предметам и тем более профессии родителей, бабушек и дедушек. Например, иногда родственники предлагают ребенку продолжить семейную династию врачей, бухгалтеров и т.д. Да, такой путь самый простой, но если он не вяжется с ценностями ребенка, то либо он бросит институт на полпути, либо в будущем из него получится средний специалист, работать он будет без желания». Начинать нужно с определения интересов ребенка, а также дать попробовать себя в той или иной сфере деятельности. По словам Ларисы Окулик, первое, что нужно сделать, это выяснить истинные интересы и наклонности ребенка. Понаблюдайте, чем увлекается ваш ребенок помимо учебы, чем может заниматься часами напролет, что у него лучше всего получается в эту сторону и нужно смотреть при выборе профессии. Главное, не путать хобби с истинной предрасположенностью к той или иной сфере. Например, ребенок может любить готовить. Родители радуются: все понятно, он станет поваром. Но серьезно поговорив с ребенком на эту тему, выясняется, что он просто любит экспериментировать с продуктами, но всю жизнь провести на кухне категорически не готов. «Подростковый возраст это очень уязвимый период, когда формируется личность в такой «переходной фазе: еще не взрослый, но уже не ребенок. Важно быть максимально чутким в общении с подростком». В доброжелательной атмосфере стоит задать ему наводящие вопросы о том, как он видит собственное будущее. Например: Что тебе нравится делать больше всего? От чего ты чувствуешь себя более энергичным? Каким делом ты бы мог заниматься даже бесплатно?А что ни за что не хотел бы делать? Эти вопросы смогут натолкнуть человека на первые размышления в сторону желаемого будущего. «Подмечайте, о чем любит говорить с вами ребенок, чем он занимается чаще всего, помимо учебы. Часто корень самореализации потенциала ребенка лежит именно в зоне его интересов. Важно это заметить и дать ребенку возможность проявить то, к чему у него лежит душа», — говорит Алина Затонская. «Если вы считаете, что страсть к какому-то занятию просто баловство, оно не принесет достатка, то, возможно, вы ошибаетесь, — отмечает Лариса Окулик. — Приведу пример. У меня были клиенты дочка с мамой. Девочка очень любила рисовать, а мама считала профессию художника бесперспективной (мол, на уличных портретах и заказах от случая к случаю много не заработаешь). Во время коучинговой сессии мы пришли к выводу, что талант к рисованию можно применить в самых разных сферах расписывать керамику, быть дизайнером тканей, книжным иллюстратором, делать анимационные фильмы, рисовать комиксы и т.д. То есть заработать реально! И одновременно ребенок сможет в полной мере раскрыться, проявить свою любовь к рисованию, быть профессионалом в своей сфере. А в результате стать счастливым человеком. Так мама с дочкой окончательно определились, куда поступать после школы». Второе, что необходимо сделать, это дать ребенку возможность побольше узнать о мире профессий. Родители могут попросить близких людей из сфер семьи, друзей, коллег рассказать об их профессии и о том, почему она им нравится. «Современный мир полон цифровых возможностей, —напоминает Алина Затонская. — Можно предложить подростку сыграть в игру с чатом GPT: то есть задавать как можно больше вопросов нейросети, чтобы узнавать о профессиях, областях деятельности и так далее». Следующий шаг дать возможность ребенку попробовать себя в разных сферах. Предложите подростку пройти пару уроков на онлайн-курсах (существует множество пробных, даже бесплатных материалов по дизайну, психологии, программированию и т.д). «Еще один вариант определить предрасположенность ребенка к профессиям отправлять его на летних каникулах на подработку в разных сферах. Пусть попробует себя в торговле, ресторанном бизнесе и т.д. Он прочувствует атмосферу той или иной сферы деятельности и поймет, сможет ли в ней «вариться, — говорит Лариса Окулик. — Поделюсь примером. Моя дочь в старших классах тоже не могла определиться с профессией. Летом изъявила желание поработать в магазине одежды у знакомой. Через неделю заявила, что торговля это категорически не ее путь». Вопреки расхожим мнениям: «нужно выбирать ту профессию, где много платят или „нужно идти по стопам семьи, так будет понятнее и проще, важно акцентировать внимание именно на том, что ребенку важно, ценно и приносит удовлетворение, уверена Алина Затонская. В противном случае, получение образования, специальности „ради галочки или только потому, что „так сказали родители, может привести подростка к выгоранию, неудовлетворенности в жизни, психологическим проблемам и потере самого себя. Вот примерный алгоритм поиска будущей профессии: Обратиться к своей душе. Понять, чего действительно хочется. Собрать побольше информации о мире профессий. Найти сферы естественного интереса. Определить круг профессий, входящий в них. Попробовать себя в разных сферах. Сделать выбор и встать на свой путь. И напоследок несколько реальных историй. Александр в средней школе увлекался всем подряд: ретро-автомобилями, реконструкцией военных действий, пел в хоре и играл на гитаре, выступал в школьном театре. Переходя в 10 класс, твердо сказал родителям, что решил стать актером. Сам нашел школу с театральным классом и прошел отборочный конкурс. Родители были в растерянности: они совсем не приветствовали этот выбор, но решили смириться. В театральном классе Александр утром учился по программе средней школы, а вечером у него были специальные предметы: сцендвижение, сценречь, танцы, плюс репетиции спектаклей. Через полгода во время зимних каникул подросток признал, что актерская профессия не для него. “Я не хочу из любого своего эмоционального состояния переходить щелчком пальцев в то, что нужно по роли. Я так просто умру или сойду с ума“, — эмоционально сказал родителям юноша. Сейчас он учится на втором курсе исторического факультета МГУ, а самодеятельным театром продолжает заниматься, как хобби. Таня всегда любила животных и мечтала стать ветеринаром. Это так благородно, и зверушки они такие милые. Девочка была готова спасать все живое, ее не пугала перспектива грязной работы, и летом после 10 класса она устроилась на подработку в ветклинику. В ее обязанности входило убирать клетки в зоостационаре, выгуливать собак, мыть пол, стерилизовать инструменты и много всего другого. Проработав два месяца, девочка передумала выбирать этот путь. Нет, не потому, что грязно и тяжело. Просто она горячо сопереживала всем больным животным, и каждый вечер обливалась слезами, рассказывая маме, как они страдают. А некоторые и умирают. В результате девушка пошла учиться на кинолога. Илья с семи лет увлекался собиранием геологической коллекции. Тем более что среди друзей родителей был геолог. Он увлеченно объяснял мальчику, где какой минерал, и рассказывал удивительные истории. Илья ходил в профильный кружок для школьников, но к 8 классу вдруг сказал, что геология это в прошлом. И пошел учиться в химико-биологический класс. Теперь мальчик заявлял, что будет делать киберпротезы такие, чтобы они были, как живая конечность. Все шло к поступлению в соответствующий вуз. Но за два месяца до ЕГЭ Илья вдруг огорошил родителей. Он сказал, что передумал и что это было просто его формой протеста. На самом деле мысли о киберпротезах вгоняют его в тоску, а вдохновляет только профессия геолога, о которой он мечтал в детстве. Сейчас он учится на первом курсе геофака МГУ и пока очень доволен своим выбором.

 

Ссылка на первоисточник
наверх