В России может появиться новый формат оценки выпускников школ вместо единого государственного экзамена, заявил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Парламентарий отметил, что процесс отказа от тестирования уже запущен. Отменят ли власти ЕГЭ, когда это может произойти, какие для этого есть предпосылки — в материале NEWS.
ru. Что известно об отмене ЕГЭ Депутат Ярослав Нилов заявил, что новый формат оценки знаний школьников будет базироваться на преимуществах ЕГЭ, а также советской и российской систем образования. По его мнению, процесс отказа от единого госэкзамена начался, о чем свидетельствуют пересмотр ряда правил его сдачи и начало дискуссии об интегральной системе оценивания. «Именно за это мы критикуем ЕГЭ и предлагаем его убрать, он убил интегральность, убил комплексный подход, убил возможность многогранной оценки знаний, глубины знаний, возможности мыслить. Даже если человек неправильно озвучит факты, но мыслит правильно, это несравнимо с тем, что он случайно угадал, выбрав из предложенных вариантов», — сказал он NEWS.ru. Депутат назвал критику ЕГЭ «камушком в огород» сторонников единого госэкзамена. Нилов подчеркнул, что новая система оценки позволит продолжать обучение тем, кто «тянется к знаниям», а не угадавшим правильный ответ из предложенных вариантов. «То же произойдет с ЕГЭ, уже происходит на глазах, когда пересматривают некоторые правила сдачи, дискуссия об интегральной оценке. Это определенные камушки в огород сторонников единого экзамена. Получится новая современная формула оценки, которая позволит тем, кто готов учиться, продолжать обучение. Кто действительно тянется к знаниям, тот и должен этим заниматься. А не случайный гражданин, который сумел набрать нужное количество баллов и не в состоянии учиться, занимая чье-то место», — подытожил Нилов. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в свою очередь заявил, что в Кремле не обсуждается тема отмены единого государственного экзамена или его перевода в другой формат. По его словам, этот вопрос должен стоять в первую очередь на повестке правительства и Минобрнауки России. Чем хотят власти заменить ЕГЭ Идею введения интегральной оценки знаний выпускников предложил глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. На заседании СПЧ 10 декабря 2024 года ее поддержал президент РФ Владимир Путин. По словам Фадеева, ЕГЭ является стержнем российской образовательной системы и имеет много плюсов. Но минус в том, что школьники редко сдают при поступлении в вуз географию и литературу, поэтому по данным предметам у выпускников скудные знания, указал правозащитник. Исправить ситуацию, по мнению Фадеева, должна интегральная оценка, которая фактически станет четвертой в портфеле ученика и будет засчитываться при поступлении в вуз. «Этот балл мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником за учебные четверти или полугодие в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвертая оценка — три экзамена плюс средний балл», — пояснил он. Путин согласился с предложением, назвав литературу и географию предметами, формирующими российский культурный код. Он поручил правительству проработать этот вопрос. «Эти предметы формируют наш культурный код, что чрезвычайно важно. Согласен полностью, давайте оформим ваше предложение соответствующим образом и проработаем с правительством», — сказал глава РФ. Правда ли в РФ отказываются от ЕГЭ: cпросили других депутатов Как рассказала NEWS.ru член комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко, в парламенте нет информации о подготовке к отмене ЕГЭ. Кроме того, отметила депутат, число жалоб во время проведения единого госэкзамена снизилось. «Информации об отмене ЕГЭ и проведении работы, чтобы его отменить, никакой нет. Мы ежемесячно с Рособрнадзором, Министерством науки и просвещения, а также с профильным комитетом по просвещению заслушиваем информацию о подготовке, проведении единого государственного экзамена, [отслеживаем] жалобы родителей, если они поступают. За последние годы количество жалоб значительно снизилось», — сказала депутат. Она добавила, что вопросы об отмене ЕГЭ поднимаются регулярно, однако никто не предложил достойной альтернативы. Более того, Пилипенко указала, что система приема в вузы выпускников из всех регионов РФ постоянно совершенствуется. «Вопрос об отмене ЕГЭ поднимается почти в каждую сессию заседания Государственной думы, каждый год. Пока какой-то предложенной альтернативы ему нет. Единый госэкзамен создавался в первую очередь с целью доступности и создания одинаковых условий для детей, которые проживают в сельской местности, в отдаленных регионах, чтобы у них была возможность поступать в тот вуз, куда они хотят, где бы они ни проживали», — отметила депутат. Пилипенко также указала на проблему несоответствия тестов из ЕГЭ и материалов в школьных учебниках. По мнению парламентария, процесс сдачи экзамена нуждается в законодательной доработке. «Материалы должны содержать то, чему учат детей. Очень четкий и жесткий посыл, который мы посылаем Рособрнадзору и всем школам, — это условия, в которых ученики готовятся и сдают экзамены. Важно не создавать стрессовые ситуации. Нужно законодательно доработать процесс сдачи ЕГЭ, искать методы, способы всестороннего улучшения и подготовки к единому государственному экзамену, а также условий, в которых он сдается. Речь идет об обучении тех, кто дежурит в аудиториях, о работе с родителями и детьми для снятия психологического стресса, напряженности во время подготовки и проведения ЕГЭ», — сказала парламентарий. Изменится ли ЕГЭ Пилипенко добавила, что Госдума готова рассмотреть предложения по механизмам совершенствования ЕГЭ, если они будут понятными и прозрачными, а также не несут повышенной нагрузки на детей, учителей и преподавателей вузов. Депутат рассказала, что в нижнюю палату поступают предложения сделать интегральную оценку знаний в формате экзамена по тем предметам, которые необходимы школьнику для дальнейшего развития и формирования личности. По ее словам, государственные комиссии должны сформировать совместно с экспертными сообществами стратегию образования. Документ будет подготовлен в первом чтении к 1 марта в соответствии с поручением президента РФ, заверила парламентарий. «Возможно, появятся альтернативные предложения. Кому-то ЕГЭ, а кто-то захочет сдать устный и письменный экзамен. Важно понимать, что это принесет. Конечно, будет дополнительная нагрузка. Ученики будут готовиться, чтобы и в школе сдать экзамен, и в вузе. Надо учитывать материальные затраты, которые потребуются для поездки в другой город при сдаче вступительных экзаменов в тот или иной вуз, временные рамки», — сказала парламентарий. Почему нельзя резко отменять ЕГЭ Резкая отмена ЕГЭ негативно скажется на школьниках, сказал заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, телеведущий Юрий Вяземский. «ЕГЭ давно запущен, у нас все образование ориентировано на единый госэкзамен. Мы очень любим резкие повороты. От этого могут пострадать очень многие молодые граждане, потому что они ориентированы на ЕГЭ, они уже «егэнутые», как сами это называют. Последние годы — самые важные, когда человек решает, куда ему идти, — уже ориентированы на единый госэкзамен», — пояснил профессор в разговоре с NEWS.ru. Вяземский подчеркнул, что в России есть проблемы со школьным образованием, где ЕГЭ — только поверхность айсберга. По его мнению, отмена экзамена — всего лишь паллиативное лечение, которое временно уберет боли. Профессор добавил, что резкое изменение экзаменационной системы оставит многих школьников за бортом. «Я с самого начала не понимал, зачем россиянам брать европейскую кальку. Были очень мудрые люди, которым это нравилось, в том числе нашему президенту — я его всегда поддерживаю. Ну не [Дональд] Трамп (избранный глава США. — NEWS.ru) же. Надо проверять, склонен ли человек к математике, физике или к другим предметам, нужно беседовать, а то сейчас все вцепились — отменить ЕГЭ», — заключил Вяземский.
Свежие комментарии