Многие родители задаются вопросом: когда лучше начинать обучение чтению. Важно понимать, что обучение чтению — это не только умение складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Это целый комплекс навыков, из которых состоит умение еще и понимать прочитанное. О том, как сделать обучение эффективным и интересным «Рамблеру» рассказала педагог Анна Замыслова.
Когда начинать учить ребенка читатьСпециалисты сходятся во мнении, что первый подготовительный этап можно начинать уже в три года. Вместе с тем, активная работа над чтением в традиционном понимании этого навыка обычно происходит в старшем дошкольном возрасте — примерно с пяти лет. В любом случае, сам процесс должен быть постепенным, а главное — соответствовать индивидуальным особенностям ребенка. Анна ЗамысловаПедагог, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Этапы обучения чтению Чтобы обучение было успешным, его условно делят на несколько этапов. Каждый из них требует внимания со стороны взрослых и правильного сопровождения. Первый шаг — научить ребенка вслушиваться в звуки. Это можно делать через игры: например, попросить малыша угадать, что звучит — капли дождя, шелест листьев, звон колокольчика или шаги. Такие упражнения развивают слуховое внимание и фонематический слух, что крайне важно для дальнейшего освоения графических символов, то есть букв. Следующий этап — знакомство с гласными звуками, начиная с простых звуков первого ряда: «а», «и», «о», «у», «э», «ы». Их можно пропевать, растягивать, играть с ними. Можно предложить ребенку соединять гласные в определённой последовательности и выкладывать последовательность букв. Например, предложите ребенку представить, что он зовет кого-то в лесу — «Ау!». Когда гласные звуки освоены, их начинают соединять, выкладывать в ряд, пропевать, а затем вводить согласные. Последовательность работы с согласными зависит от методики, но чаще всего логопеды советуют начинать с тех звуков, которые ребенку произнести проще — «м», «п», «б», «т», «д», последовательно переходя к менее частотным звукам. Как только ребенок уверенно распознает и произносит отдельные звуки, начинается этап слияния согласных и гласных в слоги. Анна ЗамысловаПедагог, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Какие ошибки чаще всего допускают взрослые Одна из самых распространенных ошибок — обучение буквам в алфавитном порядке. Логопеды предупреждают: важно учить звуки, а не названия букв. Еще один момент — слишком раннее обучение чтению без должной подготовки. Если ребенок не различает звуки или не понимает смысла слов, но при этом его заставляют соединять буквы, он просто запомнит слова механически, но не научится читать осмысленно. Не менее важно учитывать, что чтение — это навык, который формируется постепенно. Гнаться за скоростью не стоит — намного важнее, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Постепенное увеличение количества тренировок естественным образом приведет к улучшению техники чтения. Анна ЗамысловаПедагог, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Зачем ребенку нужен распорядок дня Как сделать процесс обучения увлекательным Обучение чтению не должно превращаться в скучное заучивание. Сделайте его игровым. Например, используйте чистоговорки — это веселые рифмовки, которые помогают развивать артикуляцию и тренировать слияние слогов. Превратите буквы в знакомых персонажей — можно рисовать их, лепить из пластилина, искать похожие формы на прогулке. Отличная идея — сделать алфавитный коврик, где каждая буква будет ассоциироваться с предметом («А» — арбуз, «Б» — банан). Играйте в игру «Поймай звук» — взрослый задает определённый звук и произносит слова, в которых этот звук присутствует и не присутствует. Ребенку необходимо хлопнуть в ладоши, если слышит нужный звук. Например, вы выбрали звук «с» и называете слова «сердце», «снег», «мышь», «пакет». Ребенок хлопает, когда слышит звук «с». Более сложный уровень — когда заданный звук появляется не в начале, а в середине или в конце слова. Создавайте сказки с буквами. Например, «Б» — это Барашек, который ищет своих друзей — Бабочку и Барабан. Вместе с ребенком можно сочинять истории, а затем рисовать их. Обучение чтению может стать увлекательным процессом, главное чтобы он проходил без давления и спешки и дал ребенку почувствовать радость от самостоятельного чтения. Терпение, поддержка и игровой подход — тогда обучение пройдет легко и с удовольствием. Анна ЗамысловаПедагог, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества»
Свежие комментарии